header

Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Наличие лимитов на размещение отходов, нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимого сброса (НДС), у природопользователей является не только требованием законодательства (ст.ст.23, 24 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но и дает существенную экономию финансовых средств при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как СВЕРХЛИМИТНАЯ, а при расчете платы к базовому нормативу применяются повышающие коэффициенты: для выбросов и сбросов загрязняющих веществ – 25, при размещении отходов – 5.
В целях предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, а также уменьшения количества образующихся отходов федеральным законодательством закреплено требование о разработке и установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).


Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (ст.1 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в редакции приказа от 22.12.2010 № 558) «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.04.2010, регистрационный № 16796).


Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). ПНООЛР разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов утвержден приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (в редакции приказа от 09.12.2010 № 542) «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.01.2011, регистрационный № 19576). Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). ПНООЛР разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Ростехнадзора от 19.10.2007№ 703.


При разработке ПНООЛР учитываются:
— объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности;
— результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения;
— наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;
— наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;
— экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;
— возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;
— экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов;
— наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов;
— предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
— экологическая обстановка на территории.
Массы (объемы) отходов, предназначенных для накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в лимиты на размещение отходов не включаются. Методическими указаниями предусмотрена разработка ПНООЛР по упрощенной (декларативной) форме. ПНООЛР по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:
— суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
— масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
— отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.


Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I — IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I — IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размере 1 000 рублей (п\п 125 п.1 ст.333.33 части второй Налогового кодекса РФ, от 05.08.2000 № 117-ФЗ).