header

нормативов допустимого сброса

Наличие нормативов допустимого сброса (НДС), нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), лимитов на размещение отходов у природопользователей является не только требованием законодательства (ст.ст.23, 24 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но и дает существенную экономию финансовых средств при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как СВЕРХЛИМИТНАЯ, а при расчете платы к базовому нормативу применяются повышающие коэффициенты: для выбросов и сбросов загрязняющих веществ – 25, при размещении отходов – 5.


В целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, ст. 35 Водного кодекса РФ (от 03.06.2006 № 74-ФЗ) закреплено требование о разработке и установлении нормативов допустимого воздействия на водные объекты. В развитие Водного кодекса РФ, в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» приказом МПР России от 17.12.2007 № 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2008, регистрационный № 11198).


Нормативы допустимых сбросов (НДС) разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка НДС может осуществляться как организацией-водопользователем, так и по его поручению специализированной организацией. НДС разрабатываются сроком на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляются до истечения срока их действия в следующих случаях:
«при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
»при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
«при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.


НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты (НДВ). В случае отсутствия утвержденных в установленном порядке НДВ величины НДС рассчитываются для отдельных водопользователей. Нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов в этом случае осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества, обеспечивающую нормативное качество воды в контрольных створах. Необходимо подчеркнуть обязательность требования увязки сброса массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной воды, поскольку уменьшение расхода при сохранении величины НДС будет приводить к концентрации вещества в водном объекте, превышающей ПДК. Проект НДС подлежит согласованию с территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства (в любом порядке), затем — с территориальными органами Росприроднадзора. Согласованный проект НДС направляется в территориальный орган Росводресурсов на утверждение. Отделами водных ресурсов бассейновых водных управлений (БВУ) Росводресурсов в субъектах Российской Федерации утверждаются НДС для всех водопользователей за исключением тех, у которых объем сброса сточных вод превышает 10 млн.м3. Для таких водопользователей нормативы НДС утверждаются БВУ.

Утвержденные нормативы допустимого сброса являются основанием для оформления разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. До утверждения в установленном порядке соответствующего Административного регламента Росприроднадзора, процедура выдачи разрешения регулируется Административным регламентом Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288 (в редакции приказа от 20.05.2010 № 173). Разрешение на сброс устанавливает по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:
— утвержденный расход сточных вод (м3/час);
— перечень загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу;
— допустимую концентрацию в пределах НДС (мг/дм3);
— разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах НДС (т/год) с поквартальной разбивкой;
— допустимую концентрацию в пределах лимита сброса (мг/дм3);
— разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т/год) с поквартальной разбивкой.


За выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей (п\п 118 п.1 ст.333.33 части второй Налогового кодекса РФ, от 05.08.2000 № 117-ФЗ.