header

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Отчетные формы по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок их заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2007 № 9725) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (с изменениями, внесенными приказом от 27.03.2008 № 182; зарегистрирован в Минюсте РФ 05.05.2008 № 11626).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду признаются юридические лица, предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и индивидуальные предприниматели, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду.


Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями.
В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду.


Виды негативного воздействия на окружающую среду
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
— загрязнение недр, почв;
— размещение отходов производства и потребления;
— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.


Расчет платы осуществляется плательшиком самостоятельно и представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, администратору платы – в территориальный орган Росприроднадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. По каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный Расчет.
(Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрирован в Минюсте России 17.06.2006, № 8077)
Отчетным периодом, в соответствии с указанным приказом, признается календарный квартал.
Расчет может быть представлен лично (уполномоченным представителем) или по почте. В последнем случае Расчет необходимо отправить почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления Расчета в данном случае считается дата почтового отправления.
Расчет платежей представляется за фактическое загрязнение в отчетном квартале. Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.


Расчет включает следующие формы:
Титульный лист, который является единым для всего расчета.
Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.
Раздел 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами».
Раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами».
Раздел 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты».
Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».
Расчеты представляются на бумажном носителе (заполненные вручную либо распечатанные на принтере), а также в электронном виде. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется. Расчет, предоставляемый плательщиком в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.

Поступившая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду распределяется территориальными органами Федерального казначейства в соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ между бюджетами различных уровней в следующем соотношении:
— 20 процентов – федеральный бюджет;
— 40 процентов – бюджет субъекта РФ;
— 40 процентов – бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями от 27 декабря 1994 г.). Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», а также производится в соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды» (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190.
Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением.


Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
в) за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

Коэффициенты к нормативам платы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 01.07.2005 № 410, от 08.01.2009 № 7) установлено, что для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия нормативы платы применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
Утверждены также повышающие коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации (состояние атмосферного воздуха и почвы) и по бассейнам морей и рек (состояние водных объектов) и другие дополнительные коэффициенты в соответствии с Приложением № 2 к вышеназванному постановлению.
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) по территориям экономических районов Российской Федерации, применяются с использованием дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов. Это требование касается как стационарных, так и передвижных источников.
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние почвы) по территориям экономических районов Российской федерации применяются при определении платы за размещение отходов производства и потребления.


Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:
— коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
— коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность за невнесение платы
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ!!!
Приказом Росприроднадзора от 04.05.12г. № 213 утверждены Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.